Температура, страшно, а что делать?
Здоровье (и около)Помню в детстве, когда я болела, мама меряла мне температуру и становилась какой-то особенно тихой и доброй, когда разглядывала затем столбик термометра. Потом она приносила мне таблетки, ласково уговаривала выпить их, тепло укутывала и ждала, когда я пропотею. Тогда она становилась счастлива, ее выражение лица можно было выразить так «ну все, опасность миновала!»
Когда у меня появился первый ребенок, на всех своих уровнях, сознательном, бессознательном и прочих (если они есть) я была готова следовать такому поведению как конечной истине. Потому что оно никогда маму не подводило, и я всегда выздоравливала (в конце концов), ну может... только несколько раз случались осложнения, в виде отита или рецидивирующих болезней.
И вот я стала мамой и мне в руки попала книга Роберта Мендельсона "Как вырастить ребенка здоровым вопреки врачам". Она стала для меня одним из открытий в области здоровья, шокирующих и одновременно очень простых... Типа «все об этом догадываются, но все равно страшно».
Но это предыстория. А все к тому, что я бы хотела еще раз привлечь внимание к тому, зачем нам нужна повышенная температура и почему она повышается. Когда повышение температуры опасно, а когда нет? Откуда взялся такой страх повышенной температуры (оказывается это архетипический страх, мы его унаследовали из мифологии своих предков). А мифология штука мощная, не стоит недооценивать силу ее воздействия на наши умы и страхи!
Лихорадкофобия.
ЛФ - это специальный научный термин для обозначения такого широко распространенного явления, как страх перед повышенной температурой .
Малыш внезапно заболевает - у него появляется лихорадка, температура поднимается до 38-39 градусов. Как правило, в начальном периоде болезни нет никаких других симптомов (кашля, насморка), и родители бьют тревогу, вызывают врача или самостоятельно дают жаропонижающее средство. Знакомая ситуация, не правда ли? Это лихорадкофобия!
Из уст в уста кочует миф об опасности повышенной температуры, причем называется даже конкретная цифра , точнее, отметка на градуснике - 38.5, перейдя которую лихорадка, якобы, становится опасной. Почему не 38.6, или 38, 4? Откуда взялась такая магическая отметка на ртутном столбике градусника? Всегда ли нужно снижать повышенную температуру? Зачем, вообще, она нам нужна?
Уважаемый родитель, давайте на время отложим жаропонижающие средства, успокоимся, разберемся и поймем, когда повышенная температура наш друг, которого надо встречать с радостью и благодарностью, а когда враг, которого надо бояться и желать быстро уничтожить.
Интересны корни этого явления, которые следует искать в седой древности, например,в мифах и сказаниях восточных славян - они верили, , что болезни насылают особые демоны болезней или другая нечистая сила - колдуны, люди с дурным глазом.
Самих демонов болезни представляли обычно в виде женщины , молодой и обольстительной, или , наоборот старой и безобразной, или в виде какого-либо животного - собаки, птицы, мухи и т д .(1) Древние славяне воображали лихорадок в виде тридцати трех, сорока, или семидесяти семи сестер, каждая из которых имеет свое имя - по воздействию, которое она оказывает на человека : Ломиха, Огниха, Трясуха, Желтуха, Бледнуха, Гнетуха и.т.д.
Лихорадок считали дочерьми царя Ирода, проклятыми Богом за смерть Иоанна Крестителя и заживо провалившимися под землю. С тех пор они и служат дьяволу, который посылает их на землю мучить людей.
Мифы необычайно устойчивы и действуют на людей сознание людей исподволь, заменяя собой научное знание. Собственно, миф и есть ничто иное, как народный аналог науки.
Но что говорит о лихорадке современная наука?
Давайте заглянем в настольные книги педиатров, инфекционистов, может быть там мы найдем ответ на наш вопрос - что это такое и что с ней делать ?.
Вот что пишет известный педиатр - неонатолог Шабалов Н.П. (Санкт-Петербург) о лихорадке у детей :
«Лихорадка - защитно-приспособительная реакция организма, выражающаяся в перестройке терморегуляции на поддержание большего, чем в норме, уровня теплосодержания и температуры тела. Это типовой процесс, сформированный в процессе эволюции у теплокровных животных. Лихорадка создается самим организмом, его регуляторными системами..
Биологическую целесообразность лихорадки, как процесса, объясняют ускорением катаболизма (распада) «чужого» в очаге воспаления (доказано для пневмококков, гонококков, спирохет, причем высокая лихорадка - выше 40 градусов просто губительна для этих микробов, активизируется фагоцитоз и иммунитет.»
Далее он пишет о нецелесообразности применения жаропонижающих средств, так как они «затушевывают» клиническую картину заболевания, обеспечивая чувство ложной безопасности, упоминает еще раз, что лихорадка - это защитная, приспособительная реакция, усиливающая иммунный ответ. (2)
Кроме того, отдельно профессор Шабалов говорит о риске, который несет в себе жаропонижающая терапия - побочные действия лекарств в виде аллергических реакций, угнетения кроветворного ростка костного мозга, повреждения слизистой оболочки желудка.
Показаниями для назначения жаропонижающих средств, по Шабалову, является лихорадка выше 39 градусов в подмышечной впадине, и выше 38.5 у детей с родовыми травмами, врожденными пороками сердца, судорогами в анамнезе.
Нашлась магическая цифра 38.5! Для изначально нездоровых (с родовой травмой, врожденным пороком сердца и т д.) детей лихорадка может быть потенциально опасной, но не для большинства детей, родителям которых с упорством, достойным лучшего применения, с экранов телевизоров рекомендуют « лечить» повышенную температуру сладким сиропом.
Лихорадка повышает естественную устойчивость организма, усиливая барьерную и обезвреживающую функцию печени, фагоцитарную (пожирающую микробы) функцию лейкоцитов. Температурная активация внутриклеточных ферментов способствует выработке антител и интерферона, лизоцима, интерлейкинов. Лихорадка препятствует размножению вирусов и бактерий.(3)
Академик Г.И. Марчук, разработавший математическую модель инфекции и иммунитета, показал, что вирусы, проникшие в организм, встречаются с лимфоцитами, стимулируют их размножение и образование плазматических клеток. Повышенная температура ускоряет миграцию лимфоцитов и вирусов, они чаще сталкиваются друг с другом и образуют комплексы "вирус-лимфоцит". Таким образом, искусственное снижение температуры с помощью таблеток может спровоцировать затяжные или хронические болезни. (4)
В последние годы предложен новый, достаточно эффективный метод лечения злокачественных опухолей у детей, и заключается он в том, что тело больного ребенка нагревают и вводят парентерально интерлейкин-2 (вещество, которое в норме вырабатываются при лихорадке ). (5) Как не вспомнить Гиппократа, который утверждал «Дайте мне лихорадку и я вылечу любую болезнь!»
Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует не пользоваться жаропонижающими препаратами с целью предотвращения фебрильных судорог, так как нет убедительных данных, свидетельствующих, что такая терапия позволяет их предотвратить. Кроме того, ВОЗ убеждена, что, лихорадка ниже 42 градусов не вызывает никаких неврологических осложнений. (6)
Давайте сделаем выводы:
Наука считает, что лихорадка является защитной реакцией организма на внедрение чужеродного агента - вируса, бактерии. При искусственном снижении температуры тела снижается выработка антител, интерферона и других веществ, которые помогают скорейшим образом расправиться с такими чужеродными агентами .
Применение жаропонижающих средств оправдано у детей с патологией нервной системы (тяжелые родовые травмы), при эпилепсии, врожденных пороках сердца. Отмечу, что дети без патологии ЦНС достаточно хорошо переносят высокую лихорадку - 39-40 градусов и без каких-либо последствий.
В последние годы стало много «часто болеющих детей» и виновата в этом не только плохая экология городов , но и неумеренное употребление жаропонижающих, противовоспалительных и антибактериальных средств, а также иммуномодуляторов. Родители забыли, как нужно «правильно» болеть ОРВИ и буквально залечивают своих детей, не полагаясь на естественные защитные механизмы самоисцеления, которые заложила в нас Природа в результате миллионов лет эволюции.
1.Левкиевская Ею «Мифы русского народа» Астрель, 2004 год
2. Н.П Шабалов, Учебник «Детские болезни» «Питер» 1999 год
3. Н.А Гавришева «Инфекционный процесс»,Сп.Б «Элби» 2006 год.
4. Аруцев А. А, Ермолаев Б. В., Реферат: Кризис инфекционного подхода (Наука и техника)
5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЩЕЙ ГИПЕРТЕРМИИ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ДАЛЕКО ЗАШЕДШИХ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ ОПУХОЛЕЙ У ДЕТЕЙ
Исмаил-заде Р.С., Жаврид Э.А.
6. Рекомендации ВОЗ по лечению гипертермии у детей
Емельянова Надежда Борисовна, врач-гомеопат.
А так же: 12 фактов о высокой температуре.
И еще на сторонних источниках:
Что читать по теме?
1. Д-р Фил Инкао "Понимание инфекции: не сражение, а уборка"
http://www.homeoint.ru/vaccines/opinions/incao1.htm
2. Хилари и Питер Батлер "Привычка сбивать температуру" (глава из книги "Просто укольчик") http://www.homeoint.ru/…/opinions/butler/jalp/jalp37-39.htm…
3. Хилари и Питер Батлер "Температура: когда они, наконец, усвоят?" http://www.homeoint.ru/vaccin…/opinions/…/fopta/fopta16.htm… и "Ветрянка, доведенная до критического состояния" http://www.homeoint.ru/vaccin…/opinions/…/fopta/fopta16.htm… (главы из книги "Укол за уколом").
4. Хилари Батлер "Скептики" (серия статей 2010 г.) http://homeoint.ru/…/opi…/butler/sceptics/butler_skeptic.htm
5. Проф. Р. Мендельсон "Как вырастить ребенка здоровым вопреки врачам" http://www.homeobooks.ru/catalog/books/item/vyrastit.html (имеется большая глава, посвященная именно этой теме)